Интервью генерального директора группы компаний «ИТС» Василия Иваныш газете "Коммерсантъ" (апрель 2024 г.)
Одной из крупнейших красноярских компаний в сфере EPCM-подрядчиков –ИТС, исполнилось 15 лет. За это время из строительно-торговой фирмы предприятие выросло до структуры, способной реализовывать сложные инфраструктурные проекты по заказу промышленности.
Группа компаний «ИТС» успешно применяет стандарты FIDIC: обеспечивает проектирование и юридическое сопровождение, исполняет функции технического надзора, управляет строительством, проводит экспертизы и решает все вопросы, возникающие в ходе реализации проекта.
Неудивительно, что в портфеле заказов ИТС проекты «Роснефти», «СИБУРа», «Полюса», «Норникеля» и еще ряда лидеров российской экономики. В начале нового юбилейного финансового года о рабочих задачах, которые приходилось решать, рассказал генеральный директор группы компаний «ИТС» Василий Иваныш.
- Василий Николаевич, как получилось, что из фирмы, торгующей стройматериалами, ваше предприятие превратилось в инжиниринговую группу компаний?- Как ни высокопарно звучит, но мы умели прогнозировать будущее и правильно выстраивать стратегию бизнеса, выбирая для работы новое поле, свободное от конкуренции. Еще когда занимались торговлей, вовремя разглядели перспективы электронных торгов и сосредоточились на них. Хотя этому сопротивлялись даже наши сотрудники, а что имеем сейчас? Сейчас все живут в системе электронной торговли. Так и со строительством: спрос на услуги «под ключ» просматривался уже тогда, в начале 2010-х. Под эти задачи мы и объединили три организации. Теперь у нас в составе есть проектировщики, строители и монтажники, профессиональные финансисты и юристы. Поэтому при исполнении контракта можем принять на себя, в том числе, все финансовые и юридические условия игры, которые требуют от заказчика банк, инвестиционная компания или государство. Даже обычная поставка материалов на промышленный объект требует соблюдения высоких юридических стандартов. Мы учитываем все аспекты и готовы предложить заказчику комплексное решение, включая проектирование, закупку материалов, строительные работы, шеф-монтаж и запуск оборудования.
- Это подразумевается под форматом EPCM, который значится в резюме вашего предприятия? (EPCM: Engineering (проектирование, инжиниринг), Procurement (поставки), Construction (строительство), Management (управление строительством).- Именно это. Мы проводим строительные и закупочные работы, нанимаем персонал, подбираем субподрядные организации, управляем ими и всем проектом в целом, от момента проектирования до сдачи готового объекта. Для понимания: EPCM – это более подробное описание контракта «под ключ» с более широким спектром ответственности (по стандартам FIDIC). Мы отвечаем за проект не только в рамках закона как генеральный подрядчик, но и за финансовое планирование, за юридическое сопровождение и за многое другое. Вплоть до того, что можем организовать для заказчика рабочий офис, если потребуется. Так, через централизованное управление проектом, мы обеспечиваем самое высокое качество на выходе. Да, это достаточно дорогая услуга, зато заказчик получает объект в установленные сроки и в точном соответствии с заявленными характеристиками. Это я могу смело гарантировать, потому что мы контролируем даже качество материалов на входе, чем заказчик занимается далеко не всегда, передоверяя это дело своему поставщику.
- Судя по списку ваших заказчиков, спрос на услуги, которые вы предоставляете, огромен. Но насколько? Есть ли у вашей компании перспективы дальнейшего роста?- Во-первых, мы занимаемся диверсификацией бизнеса. Сейчас осваиваем производство технологического оборудования, модульных быстровозводимых зданий. В этом направлении у нас действуют две рабочих группы, уже арендованы площадки в Бийске и Омске, к середине года мы получим статус производителя. Во-вторых, с точки зрения нашего традиционного бизнеса с перспективами проблем, мягко говоря, ни малейших: у нас уже очередь заказов в десять раз больше, чем мы можем исполнить. Пока мы работали только с промышленными, но на пороге уже очередь из гражданских заказчиков, которым нужны услуги по таким же стандартам. Допустим, компания планирует строить жилой микрорайон, но она не хочет заниматься всеми этапами строительства, ей проще нанять нас. Сегодня на этот счет идут переговоры, застройщики говорят: «Нам нужен генподрядчик вашего формата. Чтобы мы могли четко, с точки зрения инвестплана, реализации, входного контроля качества материалов и т.д., полностью реализовывать контракты по нашим проектам». Я отвечаю: без проблем. На самом деле, какая разница? В «гражданке» даже чуть проще. Я думаю, что в ближайшие годы компания может вырасти значительно, в разы. Хватило бы сил, а вот с этим уже сложнее. Не секрет, что на рынке труда огромный дефицит, и мы тоже страдаем от этого.
- Т.е. вы согласны с тем, что часто говорят с высоких трибун: главный капитал – это люди.- Конечно. Постановка целей зависит именно от того, сколько у тебя «рабочих рук» и от их качества. Чтобы наращивать этот ресурс, бизнесу надо сотрудничать с институтами, чем мы и занимаемся сейчас. С одной стороны, объясняем, какие специалисты нам будут нужны через несколько лет, с другой – можем принимать участие в обучении, активно приглашаем на производственную практику. Это одна сторона кадровой работы. Вторая – повышение эффективности уже действующих сотрудников. Для этого мы внедряем программы корпоративного обучения и поддерживаем сотрудников, когда они самостоятельно находят учебные курсы в рамках своего функционала, ищем пути для автоматизации производственных процессов. Не хочу хвастаться, но благодаря этому у нас производительность серьезно выше, чем в среднем по рынку. Правда, это отпугивает некоторых новичков, которые предпочитают работать в другом режиме. Зато в тех, кто освоились, прошли программы организационной и профессиональной адаптации, я уже не сомневаюсь. Уверен, им будет просто неинтересно работать в другой компании: либо скучно, либо они не смогут пользоваться теми компетенциями, которые получили у нас.
- Возвращаясь к вопросу о дефиците рабочей силы: не боитесь рано или поздно столкнуться с китайскими строительными монстрами? Сейчас они активно осваивают внешние рынки, а конкурировать с ними в плане количества рук вряд ли возможно.- Нам их совершенно не нужно бояться, потому что у нас есть свое преимущество – интеллектуальное. В России хороший фундамент: наши инженерная школа и инженерная мысль на очень высоком уровне. С точки зрения интеллектуальных способностей мы точно никому не проигрываем и не проиграем никогда. Да, мы, наверное, не сможем конкурировать с китайцами на международном рынке, но зачем он нам? У нас внутри страны очень много строек, программ, которые требуют нашего участия как строителей, так и как инженеров. Если я буду всю жизнь работать на российском рынке, мне этого будет достаточно. Я буду счастлив, что у нас появляются новые дороги, новые здания, новые заводы. Другое дело, что в этом должно быть заинтересовано государство. Например, если у нас работают иностранцы, которые у себя имеют какие-то льготы или финансовую помощь, значит мы у себя должны их облагать такими налогами, чтобы они были с нами в равных условиях. Проще говоря, надо лоббировать интересы российских строителей на российской земле.
- Вы сказали, что будете счастливы всю жизнь работать в России и видеть, как она строится – это ваша главная установка в жизни, или работа отдельно, а жизнь - отдельно?- Мне повезло, потому что не приходится разделять эти понятия. Я смог организовать компанию, которая полностью соответствует моим ценностям: приносить пользу не только себе, семье и своему коллективу, но и обществу в целом. Строитель – это прежде всего созидатель, и мне приятно осознавать, что моим трудом создаются новые здания, которые останутся стоять на века. Уверен, что эту установку вместе со мной разделяет и остальной наш коллектив. Так что мы всегда можем обернуться назад и с гордостью увидеть, что останется после нас – это дорогого стоит.
Виктор Васильев
Источник: ИД "Коммерсантъ"